Работа с режимами наложения

Режимы наложения предназначены для создания различных художественных и специальных эффектов, получаемых путём различных математических операций с цветовыми составляющими пикселей, расположенных на разных слоях. Другими слоями, режимы наложения определяют способ взаимодействия слоя с нижележащими слоями. Благодаря режимам наложения можно буквально за несколько секунд создавать яркие, необычные картины и потрясающие эффекты.

Для того чтобы установить режим наложения слоя, нужно выделить слой в палитре и выбрать нужный режим наложения из раскрывающегося списка в левой верхней части палитры.

В режиме Нормальный, заданном по умолчанию, пиксели верхнего слоя просто перекрывают находящиеся под ними пиксели других слоев. Но при использовании других режимов наложения ситуация меняется — в конечном изображении, которое отображается на экране, участвуют уже не только пиксели верхнего слоя, но и пиксели, расположенные на нижестоящих слоях.

При изменении режима наложения происходит обработка цветовых значений пикселей верхнего слоя с пикселем слоя, лежащего точно под ним. Результат этой обработки может различаться в зависимости от выбранного режима, и этот результат отображается непосредственно на экране.

Следующие режимы доступны как в GIMP, так и в Photoshop:

Краткое описание

Пример изображения

Normal (Нормальный) – пиксели слоя полностью перекрывают пиксели на нижележащих слоях.

Работа с режимами наложения: Normal (Нормальный)

Multiply (Умножение) - затемняет изображение, повышая контрастность в интенсивно окрашенных областях.

Multiply (Умножение)

Screen (Осветление) - осветляет изображение, обесцвечивая все области, за исключением содержащих чёрный цвет.

Screen (Осветление)

Overlay (Перекрытие) - осветляет или затемняет изображение, в зависимости от цветов перекрываемых пикселей.

Overlay (Перекрытие)

Soft Light (Мягкий свет) - мягко накладывает верхний слой на нижележащий. В этом режиме не теряется ни один элемент нижнего слоя, просто он слегка окрашивается в цвета верхнего слоя.

Soft Light (Мягкий свет)

Hard Light (Жёсткий свет) - повышает контрастность изображения.

Hard Light (Жёсткий свет)

Color Dodge (Осветление основы) - резко осветляет все изображение, кроме чисто белых и чисто чёрных тонов.

Color Dodge (Осветление основы)

Color Burn (Затемнение основы) - резко затемняет все изображение, увеличивая его насыщенность.

Color Burn (Затемнение основы)

Darken (Замена тёмным) - затемняет изображение. В этом режиме сравниваются совпадающие пиксели в обоих накладываемых слоях (по каждому каналу отдельно), из которых выбираются самые тёмные пиксели. В изображениях, представленных в градациях серого, пиксели, которые светлее основного цвета, заменяются на основной цвет.

Darken (Замена тёмным)

Lighten (Замена светлым) - осветляет изображение. Режим, обратный предыдущему, только теперь остаются видимыми самые светлые пиксели двух смешиваемых слоев.

Lighten (Замена светлым)

Difference (Разница) - затемняет изображение, одновременно инвертируя его цвета. Результат напоминает негатив цветной плёнки.

Difference (Разница)

Exclusion (Исключение) - режим, очень похожий на предыдущий, но результирующий цвет несколько мягче. Наложение чёрного цвета не влияет на результирующее изображение, тогда как наложение белого приводит к инверсии цвета нижнего слоя.

Exclusion (Исключение)

Hue (Цветовой тон) - в качестве результирующего создаётся цвет, для которого значения яркости и насыщенности берутся из нижнего слоя, а цветовой тон — из верхнего.

Hue (Цветовой тон)

Saturation (Насыщенность) - в качестве результирующего создаётся цвет, для которого значения яркости и цвета берутся из нижнего слоя, а насыщенности — из верхнего. Чёрный и белый цвета нижнего слоя при этом не изменяются.

Saturation (Насыщенность)

Color (Цвет) - в качестве результирующего создаётся цвет, для которого значение яркости берётся из нижнего слоя, в цветовой тон и насыщенность — из верхнего. Контрастность и тональность изображения при этом не изменяются.

Color (Цвет)

Luminosity (Яркость) - режим, противоположный предыдущему. Цветовой тон и насыщенность не изменяются, а яркость определяется верхним слоем.

Luminosity (Яркость)

Очевидно, что приведённые изображения не несут в себе никакой художественной ценности и служат всего лишь примером. Так, с помощью изменения режимов наложения можно легко создавать тени, отражения, прозрачные элементы и пр. Подробнее об использовании различных видов наложения рассмотрим на одном из приведённых ниже примеров.

Движок управления прозрачностью слоя позволяет легко изменять её для активного слоя. Для изменения прозрачности слоя можно перемещать движок или вводить любые значения непосредственно с клавиатуры.

Изменение прозрачности, так же, как и режима наложения, действует на весь слой, независимо от того, выделена какая-либо область или нет.

Флажки, расположенные под раскрывающимся списком режимов наложения и движком шкалы Прозрачность позволяют запереть (Lock) или, точнее, защитить, некоторые свойства слоя от нежелательного редактирования. В GIMP осуществляется защита всего слоя в целом, a Photoshop позволяет блокировать отдельные действия:

Работа с режимами наложения: блокировка

Первый флажок позволяет защитить от редактирования прозрачные области слоя. Если он не установлен, то инструменты рисования будут воздействовать на весь слой. Следующий флажок, помеченный пиктограммой кисточки, запрещает рисование на всем слое. Флажок, помеченный пиктограммой четырёхугольной стрелки, запрещает перемещение слоя. В некоторых случаях такое закрепление оказывается очень удобным. Последний флажок, помеченный пиктограммой замка, полностью блокирует слой — его нельзя ни переместить, ни нарисовать на нем что-либо.

Для перехода на другой слой достаточно просто щёлкнуть по нему в палитре Layers.

Слои можно легко перемещать относительно друг друга, перетаскивая их с помощью мыши.

Если несколько слоев необходимо перемещать вместе, их можно связать. Для этого нужно выделить один из слоев и щёлкнуть мышью в окне, где обычно отображается значок кисти. В этом окошке появится изображение цепочки — слои окажутся связанными. Теперь при перемещении одного из связанных слоев перемещаться будут и все связанные с ним слои.

Изображения, расположенные на связанных слоях, можно выравнивать относительно друг друга с помощью команд, расположенных в меню Слой->Выровнять связанные (в GIMP предлагается выровнять видимые слои). Они позволяют легко разместить, например, круг, расположенный на одном слое по центру квадрата, расположенного на связанном слое. Другая группа команд, расположенная в меню Слой-> Распределить связанные предназначена для распределения изображений относительно границ документа (такой функции в GIMP нет). С её помощью можно разместить изображения, расположенные на связанных слоях, на равном расстоянии друг от друга по вертикали или горизонтали.

Для использования этих команд необходимо, чтобы связанных слоев было не менее трёх.

  • Палитра Слои
  • Выделение области изображения
  • Принцип действия слоев
  • Слои в GIMP
  • Создание нового слоя
  • Комментариев пока нет. Будете первым?

    Оставить комментарий

    XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>