Контуры в GIMP

Контуры являются вспомогательными построениями (опорными линиями), облегчающими создание элементов изображений. По своей природе контуры — векторные объекты, которые задаются математическими кривыми (кривыми Безье), поэтому их линии всегда получаются плавными. Контуры состоят из узлов (якорных точек) и линий между ними.

Для создания контуров в GIMP используется инструмент «Контуры»:

Инструмент Контуры и его параметры

Два варианта контуров: плавный (криволинейный) сверху и многоугольный — снизу:

Криволинейный контур (вверху) и многоугольный контур (внизу)

Для криволинейного контура в режиме правки из узлов «вытягиваются» направляющие в виде пунктирных линий с квадратиками на конце.

Направляющая задаёт положение касательной к кривой в узле, а изменение длины направляющей изменяет «крутизну» подхода линий контура к якорной точке (узлу). Изменение положения и длины направляющих осуществляется путём перемещения мышью концевых квадратиков.

Для контуров, так же как и для слоев, существует специальная вкладка в диалоге «Слои, каналы, контуры»), с помощью которой можно выполнять многие операции по управлению контурами:

Вкладка Контуры диалога Слои, каналы, контуры...

Теперь коротко рассмотрим основные особенности контуров в GIMP.

• Существует два вида контуров: плавные и «угловатые» (режим «многоугольники»).

• Существует три варианта работы с контурами: создание, правка и перемещение.

• Контуры всех видов создаются одинаково — щелчками левой кнопкой мыши. В позициях щелчков появляются точки (якорные точки, узлы), соединённые прямыми линиями.

• Имеющиеся узлы выбираются щелчком левой кнопкой мыши. Для выбранного узла щелчок при нажатой клавише <SHIFT> приводит к его удалению. Если узел не является конечным или начальным, то контур сам перестраивается по оставшимся узлам.

• Чтобы замкнуть контур в режиме создания, нужно выбрать конечный узел, а затем выбрать начальный при нажатой клавише <CTRL>. Это не работает для узлов в составе контура (нельзя замкнуть часть контура, можно только контур целиком):

Замыкание контуров

• В режиме перемещения двигается весь контур целиком.

• В режиме создания можно перемещать имеющиеся узлы или отрезки (сегменты) вместе с ограничивающими их узлами, если «тащить» за середину отрезка. Можно также добавлять новые узлы, выбрав начальный или конечный узел существующего контура и щёлкая мышью для создания новых узлов.

• В режиме правки контура существующие узлы можно перемещать, а можно добавлять новые, щёлкая мышью на отрезках между существующими узлами. Выбор узла также приводит к появлению направляющих, с помощью которых можно менять кривизну сегментов контура.

• В режиме правки многоугольного контура (Polygonal path) отсутствует возможность изменения кривизны сегментов.

• В режиме правки контур может быть замкнут просто путём последовательного выбора начального и конечного узлов. Таким же образом можно объединить два различных незамкнутых контура в новый контур.

• Контур может быть преобразован в выделение, а выделение — в контур.

• Контур может быть обведён так же, как и выделение.

Какая же от всего этого практическая польза? Попробуем с помощью контуров изобразить какую-нибудь достаточно сложную фигуру.

Сначала создадим три круговых выделения, преобразуя каждое в контур. Результат создания выделений и их преобразования:

Концентрические контуры, полученные из выделений

На вкладке «Контуры» в окне «Слои, каналы, контуры» получим три различных контура:

Концентрические контуры на вкладке Контуры

Так же, как и слои, контуры можно делать видимыми или невидимыми, добавлять их или удалять, а также выбирать активный контур.

После создания контуров добавим направляющие для обеспечения более точного позиционирования элементов изображения:

Контуры и опорная сетка из направляющих

Теперь сделаем контур со средней окружностью активным, перейдём в режим правки контура и поработаем с узлами активного контура. Как только в режиме правки будет выбран контур, на нём окажется некоторое количество узлов. Переместим существующие узлы и при необходимости добавим новые, чтобы получить картину:

Модификация контура, полученного из средней окружности

Обязательными являются узлы на окружности, расположенные в точках пересечения направляющих, проходящих через центр (если есть близко расположенные узлы, их можно передвинуть, если нет — создать). Также необходимы узлы, расположенные на пересечениях исходной окружности с центральной горизонтальной направляющей. Кроме того, создадим или переместим существующие узлы, чтобы они оказались в точках пересечения направляющих на внешней окружности.

Контур получен в результате удаления лишних узлов, перемещения существующих и работы с направляющими кривых Безье в оставшихся узлах:

Итог редактирования контура

Теперь вызовем диалог обводки контура («Правка / Обвести по контуру… » в главном меню окна изображения или кнопка «Обрисовать контур заданным образом» на вкладке «Контуры» в окне «Слои, каналы, контуры… »). Если выбрать сглаженную линию цвета переднего плана толщиной 2 точки, то после завершения операции и скрытия всех вспомогательных элементов в активном слое и получим изображение:

Итоговое изображение

На этом примере были рассмотрены операции с контурами, полученными из выделения. Возможно и обратное преобразование контура в вьщеление, что можно использовать для выделения сложных по форме фрагментов изображения.

  • Создание изображения из примитивов
  • Подбор программ для обработки фотографий
  • Комментариев пока нет. Будете первым?

    Оставить комментарий

    XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>